В последние несколько лет беспилотные технологии на транспорте получили больше развития, чем за предыдущие несколько десятилетий. Как учат ездить «машины без водителей» и когда они выйдут на дороги вокруг нас? Какую роль в этом играет искусственный интеллект? Naked Science разобрался в деталях.

В августе 2022 года Минпромторг объявил конкурс на создание технологий по замене второго авиапилота на «виртуального». Срок окончания разработки — 2024 год (и он беспрецедентно короткий для такой непростой задачи).

Однако вопрос стоит еще шире — не только о пилотировании самолетов. Ведь беспилотные технологии сегодня затрагивают как воздух, так и землю. Может ли искусственный интеллект справиться и здесь?

Автомобильная история

В Китае и США (компании Waymo, Cruise и другие) уже действуют полностью беспилотные такси: они ездят прямо по городу, перевозят пассажиров, за рулем при этом никого нет. А в Иннополисе есть беспилотное такси «Яндекса» без человека за рулем, оно перевозит людей. Чтобы заказать его, достаточно воспользоваться приложением, как в случае с обычным такси. Ведется проработка и проекта по выводу подобных «робошоферов» на улицы Москвы.

Впрочем, среди российских компаний беспилотниками, конечно, занимается не только «Яндекс». «Сберавтотех» разрабатывает технологию автономного вождения, адаптируемую к разным видам транспорта. Парк компании насчитывает 180 легковых беспилотных автомобилей, открытое тестирование которых проводили летом этого года в дни Петербургского международного экономического форума.

Вместе с тем инженеры «Сберавтотеха» разработали несколько прототипов беспилотников на базе грузовиков различных моделей, а также ФЛИП — полностью автономный электромобиль, который уже сейчас наряду с беспилотниками на базе серийных автомобилей работает в формате сервиса на территории «Сберуниверситета».

Источник