Только за первое полугодие 2022 года внутренний водный транспорт перевез по России 37,77 миллионов тонн грузов. Тем не менее, баржи считаются устаревшим видом транспорта, и их производство сокращается. Поэтому важно поддерживать на ходу имеющиеся суда и обеспечивать их высокую вместимость. Команда исследователей из Пермского Политеха и Пермского филиала Волжского государственного университета водного транспорта разработала систему контроля и откачки трюмных вод, которая не только обеспечит безопасность плавания, но и позволит перевозить баржам больше груза.

Исследование выполнено в соответствии с целями программы академического стратегического лидерства «Приоритет 2030». Статья опубликована в сборнике по итогам международной научно-технической конференции «Инженерная наука: проблемы, идеи, перспективы (Engineer-2022)».

Несмотря на бытующее представление о том, что вода может быть лишь вокруг судна, но не в нем, некоторое количество трюмных вод не мешает плаванию. В начале навигационного сезона речной транспорт проходит плановый техосмотр, но даже при этом суда могут дать течь и будут работать уже не в полную силу. Чтобы избежать аварийных ситуаций их оборудуют системами обнаружения и оповещения о течи, однако бункерные баржи открытого типа ими не оснащены. Откачка воды из их трюмов осуществляется только по приходе в порт. Из-за этого предельная масса перевозимого груза рассчитывается с учетом, что трюм может быть заполнен водой. Система откачки воды позволила бы увеличить объем грузоперевозки и повысить безопасность транспортировки.

Логическая схема контроллера / ©Пресс-служба Пермского Политеха

«Предложенная система оповещения и откачки воды включает несколько принципиальных компонентов: датчик уровня воды, управляющий контроллер и непосредственно насос. Наиболее эффективный вариант системы включает магнитный датчик, который можно установить по всей высоте в конкретном отсеке судна. Данные с него передаются на логический контроллер, и он запускает работу насосов. Они устанавливаются по одному по каждому борту и соединяются трубопроводом», — рассказывает руководитель исследования, доцент кафедры «Информационные технологии и автоматизированные системы», кандидат технических наук Андрей Погудин.

Источник