В ТюмГУ на практике доказали эффективность применения элементов роллер-спорта в адаптивном физическом воспитании младших школьников с нарушением зрения.

Статья «Применение элементов роллер-спорта в адаптивном физическом воспитании младших школьников с нарушением зрения» доцента ИФК ТюмГУ Татьяны Завьяловой вышла в сборнике «Адаптивная физическая культура и спорт».

В ней показано, что потенциал роллер-спорта и его элементов используется недостаточно, и Тюменский регион не стал исключением. В своем труде ученая теоретически обосновала возможности использования элементов роллер-спорта в адаптивном физическом воспитании младших школьников 7–8 лет с нарушением зрения. Исследование проводилось в Тюмени на базе МБОУ «Начальная школа-детский сад № 76». В нем приняли участие 13 учеников первого класса: девять мальчиков и четыре девочки с нарушением зрения.

Специалисты адаптивного физического воспитания установили, что у слабовидящих детей нарушения проявляются в недостаточно точной координации и неуверенности движений, трудности сохранения статического и динамического равновесия, низком уровне развития пространственной ориентации.

Проведенные в начале исследования контрольные испытания выявили ниже среднего и низкий уровни развития координационной способности к дифференцировке усилий нижних конечностей, удержанию равновесия в движении, способности к статическому равновесию, а также гибкости. Именно по этой причине занятия на роликах автор статьи сочла наиболее целесообразными.

Важной задачей исследования было получение информации о спортивных интересах младших школьников. Анкетный опрос показал, что значительная часть опрошенных (52,6 процента) проявляет интерес к занятиям физической культурой и спортом, но дополнительно не занимается в развивающих кружках и спортивных секциях. К основным направлениям спортивных занятий дети отнесли плавание и футбол.

Ранее исследователи установили, что отклонение в двигательной сфере детей с нарушениями зрения влечет за собой отклонения и в психической сфере, поэтому проведенное учеными совместно со школьным психологом диагностическое исследование внимания, памяти, мышления, речи и мотивации младших школьников дало необходимую информацию для разработки содержания теоретических и практических занятий.

Все теоретические и учебно-тренировочные занятия проходили по подгруппам два раза в неделю, продолжительность занятий — 40 минут. В холодный период времени занятия проводились в спортивном зале школы, в теплый — на пришкольной площадке.

На занятиях предусматривались как индивидуальные задания, так и работа в парах и группах, что было призвано стимулировать взаимодействие школьников на партнерской основе и воспитание чувства товарищества. Упражнения подбирались в соответствии с показаниями и противопоказаниями, физические качества развивались с осторожностью.

Занятия по разработанной методике позволили доказать эффективность применения элементов роллер-спорта в адаптивном физическом воспитании младших школьников с нарушением зрения. В конце занятий показатели двигательных координаций детей улучшились. Совместная работа школьного психолога с инструктором по адаптивной физической культуре способствовала улучшению результатов психического развития. Возросли интерес и готовность детей продолжать заниматься роллер-спортом. Ухудшения состояния остроты зрения не зафиксировано.  

Источник