Появление множества коммерческих игроков в мировой космонавтике, принесло не только долгожданный прогресс отрасли, но и проблемы. Например, оказалось, что объяснить, почему сроки реализации планов затягиваются множеству частных инвесторов сложнее, чем нескольким государственным заказчикам. А энтузиазм основателя космической компании всегда работает «сигналом» для рынка акций и рискует выглядеть, как мошенничество, если оптимистичные прогнозы разрушаются суровой реальностью инженерных проблем.

Как пишет Reuters, коллективный иск акционеров Virgin Galactic к руководству компании принял суд Восточного округа Нью-Йорка. Предварительно изучив дело, судья Эллин Росс (Allyne Ross) отклонила большую часть требований в документе. Однако она оставила главное — требование вернуть 301 миллион долларов убытков из-за резко подешевевших акций (тикер SPCE). Для этого истцы должны доказать, что глава Virgin Galactic действительно скрыл от публики технические проблемы космоплана SpaceShipTwo. А также найти подтверждения тому, что его оптимистичные заявления о преодолении инженерных сложностей в разработке корабля были намеренным обманом для поднятия стоимости ценных бумаг компании.

В деле указаны две главных претензии акционеров к британскому миллиардеру Ричарду Брэнсону (Richard Branson) — основателю и ключевой публичной фигуре. Поскольку от его слов зависит имидж, а также представление общественности о деятельности и перспективах компании, они особенно сильно влияют на стоимость акций SPCE. Обе претензии связаны с техническими проблемами, которые были выявлены по итогам знаковых полетов космоплана VSS Unity — в 2019 и 2021 годах.

Ричард Брэнсон (в центре) и другие члены экипажа первого «полноценного» туристического полета SpaceShipTwo в космос / ©Virgin Galactic

В феврале 2019 года VSS Unity впервые совершил полет не только с двумя пилотами, но и с пассажиром на борту (Бет Мозес, главный инструктор астронавтов компании). Сама миссия прошла безупречно, космоплан поднялся на высоту 89,9 километра и достиг скорости в 3,04 числа Маха. По словам Брэнсона, это было важнейшее достижение на пути к оказанию регулярных услуг суборбитального космического туризма. Однако позднее появилась до сих пор не подтвержденная представителями Virgin Galactic информация о серьезных повреждениях летательного аппарата.

Инцидент описал журналист издания New Yorker Николас Шмидл (Nicholas Schmidle) в своей книге «Боги испытаний» (Test Gods: Virgin Galactic and the Making of a Modern Astronaut). Для ее подготовки он проработал внутри компании Брэнсона четыре года и стал свидетелем не только инженерных побед, но и, как утверждается, некоторых сомнительных практик. Краткое описание проблем 2019 года приводит на основе этой книги The Washington Post. Альтернативное подтверждение этой истории на основе собственных источников опубликовал портал Parabolic Arc.

Утверждается, что после приземления VSS Unity 22 февраля 2019 года космоплан отправился на более чем годовую доработку не просто так. В его правом хвостовом стабилизаторе обнаружились повреждения, которые могли привести к полному разрушению сложного оперения. Проблема скрывалась в некорректной предполетной подготовке — вопреки инструкциям техники не проверили вентиляционные отверстия. В результате при подъеме на высоту заключенный внутри конструкции воздух не выходил из нее, и под нагрузкой материалы не выдержали. Причем не сообщать о неполадках публично решили на высшем уровне, чтобы не портить имидж компании. Проверкой этой версии станет суд — все подробности о повреждениях и методике их дальнейшего недопущения, как и положено, получило Федеральное управление гражданской авиации США (FAA). В ходе тяжбы достаточно будет всего одного запроса, чтобы получить отчет ведомства.

Космоплан SpaceShipTwo, закрепленный на White Knight Two. Фото 2009 года, то есть это еще ни разу не летавший на тот момент VSS Enterprise / ©Virgin Galactic, Mark Greenberg, Wikimedia

Еще один инцидент гораздо менее серьезный, хотя тоже вызывает вопросы. В 2021 году Брэнсон лично испытал VSS Unity — это был первый полет с полной загрузкой (хотя космоплан рассчитан на шесть пассажиров, стояло всего четыре кресла). В ходе снижения обратно на космодром корабль отклонился от траектории на несколько секунд и вышел из заранее обозначенной зоны безопасности. Какой-либо угрозы это не представляло, однако вызвало вопросы от FAA и временный запрет на полеты. Ведомство потребовало от Virgin Galactic разобраться, из-за чего возникло отклонение и либо устранить проблемы, либо впредь запрашивать зону безопасности больше. Претензия акционеров заключается в том, что Брэнсон назвал ту миссию «безупречной», хотя очевидно, что недостатки были.

Чем закончится судебное разбирательство — вопрос интересный. Юристы с обеих сторон пока не дают никаких комментариев. А перспективы иска туманны, поскольку в его известных деталях много допущений и обвинительной стороне придется доказать ряд ключевых деталей. Причем, судя по всему, кроме косвенных подтверждений, никаких других обнаружить не удастся. При этом Virgin Galactic совершенно точно нельзя назвать компанией, которая скрывает любые свои промахи. Как примеры — взрыв на испытаниях в 2007 году и крушение VSS Enterprise. Но и совершенно корректно работающей с публикой она точно не является.

Дополнительный урок, который можно извлечь из этой истории всем участникам так называемой новой космической гонки — не становиться публичной компанией до отработки всех основных технических решений. А лучше вообще всегда оставаться частной. Как та же SpaceX Илона Маска, которая от настроений инвесторов зависит очень слабо, поскольку их количество ограничено несколькими компаниями, фондами и личностями. В случае каких-то неудач или спорных заявлений главы компании, ее акции не начинают скакать в цене, что не приводит к необходимости срочно перекрыть негатив, дабы не обанкротиться.

Источник