Финансовые организации будут присваивать клиентам одну из трех степеней риска и оценивать проводимые ими операции. Норма касается только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Банки оценят клиентов по степени риска

Российские банки начинают оценивать «степень риска» клиентов. Соответствующий закон, принятый в прошлом году, вступает в силу с сегодняшнего дня. Норма касается только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об оценке физлиц речи не идет.

Согласно новой норме, финансовые организации будут присваивать клиентам одну из трех степеней риска — низкую, среднюю или высокую. Низкая позволит проще взаимодействовать с банком: например, банку запрещено будет отказывать такому клиенту в открытии счета.

Клиенту со средней степенью риска, напротив, банк вправе отказывать по целому ряду операций.

Высокий риск означает, что организация лишится возможности проводить практически любые операции.

Норму разъясняет директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Иван Уклеин:

Иван Уклеин директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» «Здесь речь идет о том, чтобы «раскрасить» клиентов по большому счету в две большие категории и одну промежуточную. Одна большая категория зеленого цвета, когда и ЦБ видит, что операции этого клиента в различных банках понятны, прозрачны и соответствуют профилю деятельности, и, с другой стороны, банк тоже видит, что в рамках операции внутри данной кредитной организации какие-либо сомнительные критерии не срабатывают. Вторая большая категория и большой пласт — это так называемые красные клиенты, окрашенные очень серьезными маяками с наличием серьезных проблем. Если срабатывает маячок от банка и при этом внутренние критерии самой кредитной организации тоже показывают, что клиент неблагонадежный, то в этом случае фактически будет производиться полная остановка любых операций данного клиента и он не получит возможности распоряжаться даже денежными средствами, такому клиенту останется только закрыть свой счет, и для юрлица это скорее будет означать необходимость полной реорганизации, сворачивания бизнеса и перевешивания его на другое юрлицо. Есть третья категория, она предполагается относительно малочисленной, это так называемый желтый цвет. Клиенты, по которым срабатывают какие-либо маячки, но они могут, например, дать ложные сигналы, и клиент после запроса даст вменяемое объяснение о характере операций, даст подтверждающие документы, покажет свою адекватность и готовность идти на контакт, чтобы подтвердить добросовестность своих действий. В этом случае ему будет присвоена скорее зеленая категория, нежели красная. Речь о том, чтобы сделать некий стандарт внутри банковской системы, понятный всем контрагентам алгоритм классификации клиента. До сих пор существовали так называемые черные списки, при попадании в которые даже по ошибке клиент мог годами добиваться восстановления своей репутации и удаления из этого списка. Данный законопроект разрабатывался уже очень давно, порядка одного года, то есть нельзя сказать, что он принят на волне текущих событий и как-то призван резко остановить отток капитала из России. Это универсальный механизм, который задумывался как единые правила игры для всех, чтобы и бизнес понимал, что нужно делать, чтобы не попасть в черный список. До сих пор у разных банков это было по-разному. Кто-то сразу блокировал клиента, кто-то с ним долго возился и все равно мог заблокировать, а кто-то держал открытыми двери любым сомнительным операциям, даже такие случаи вплоть до недавнего времени наблюдались, судя по отзывам лицензий».

Основной источник неопределенности — способ определения степени риска. Согласно закону, банк должен оценивать клиентов «с учетом характера и видов их деятельности, характера используемых ими продуктов или услуг». Более подробных указаний в документе нет — отмечается лишь, что порядок категоризации клиентов устанавливается кредитными организациями в правилах внутреннего контроля.

В полном объеме платформа «Знай своего клиента» заработает с 1 июля этого года.

Источник